?

Log in

Путешествия по Беларуси - Костёл Святого Креста под Несвижем. - Stara Litwa [entries|archive|friends|userinfo]
Litewski Podróżnik

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Путешествия по Беларуси - Костёл Святого Креста под Несвижем. [мар. 24, 2012|05:10 pm]
Litewski Podróżnik
[Tags|, , , , , ]

Костёл Святого Креста – один из самых таинственных и загадочных несвижских храмов. Мы не ошибёмся, если скажем, что большинство из праздношатающихся сегодня по Несвижу туристов даже и не подозревают о его существовании и местоположении. Однако, ничего зазорного в этом нет – уже в 19 веке этот храм с монастырём являли собою классический пример мистической полузаброшенной обители на старом-старом кладбище. Давайте вчитаемся в строки, написанные о нём в середине 19 века небезызвестным Владиславом Сырокомлей, чтобы сполна окунуться в ту романтическую ауру, которой был окружён этот храм:

«З другога боку горада відаць пахмурны хвойнік, над якім маляўніча высоўвае галаву невялічкая вежа ксяндзоў-бенедыктынцаў і бялеюць муры іх кляштара. Гэта – Святы Крыж, прывілеяваны могільнік усяго горада. На высокай гары стаіць мураваны касцёл, побач з ім кляштар. Чароўны, эфектны від. Навокал святыняў – лес, а ў лесе – горад мёртвых, прах некалькіх пакаленняў, магіла на магіле, помнік пры помніку. Нібы спрачаючыся са змрочнымі думкамі, што апаноўваюць тут кожнага, у цёмнай гушчыні бяроз ліп і ляшчын весела, на розныя галасы выспеўваюць свае шчаслівыя песні салаўі і іншае птаства. Толькі дзякуючы вышэйшай веры можна зразумець такі дзівосны кантраст – у хрысціянстве няма смерці, у агульнай гармоніі сусвету бясконца доўжыцца вечнае жыццё, а жыццё гэта з магіл, са смерці бярэ свой пачатак».

Вот такое красивое и атмосферное описание!
Но ещё удивительнее, что история появления в Несвиже костёла и монастыря ордена бенедиктинцев неразрывно связана с одними из самых выдающихся страниц истории Великого княжества Литовского и всей Речи Посполитой, с великими подвигами её полководцев! Возможно вы не знали, но костёл Святого Креста был свидетельством торжества христианской веры если не во всей Европе, то в её восточной части уж точно. Это был памятник эпохе, когда христианская европейская цивилизация выстояла перед большой угрозой, благодаря боевым талантам спонсора строительства этого храма и молитвам его обитателей. А история эта такова.
В середине 17 века на юго-востоке Европы раскинула свои владения блистательная Порта –огромная и могущественная Османская империя. В числе покорённых ею европейских народов были греки и сербы, болгары и венгры. Порта давно уже переступила порог европейского континента и уже столетие угрожала самому ему сердцу – австрийской столице Вене. В ближайшие планы империи входило завоевание новой провинции, которая находилась бы на землях Австрии, Пруссии и Польши. Османские султаны желали примерить на себя славу Чингисхана, стать «властелинами мира», согласно понятиям того времени.
Ближе к нашим краям во второй половине 17 столетия в сферу ближайших интересов Порты входила Правобережная Украина, входившая в состав Речи Посполитой. В 1666 году, играя на противоречиях украинского казачества с центральной властью, Османской империи удалось добиться признания вассальной зависимости со стороны гетмана Правобережной Украины Петра Дорошенко. Более того, в 1669 году Дорошенко подписывает с империей договор, по которому он окончательно передал ей власть над украинской территорией. Все формальные препятствия на пути османских войск теперь были устранены, и они хлынули на север, чтобы закрепить за империей новую провинцию. Изнеможенная страшными войнами с Россией и Швецией, Речь Посполитая казалась лёгким противником.
Поначалу Османский султан Мехмет IV обходился силами зависимых от него крымских татарских войск. Но у них дело шло медленно и с переменным успехом. И тогда в 1672 году огромная армия османских войск, подкреплённая теми же крымскими татарами, двинулась на украинское Подолье и дальше в Галичину. В августе 1672 года пала столица Подолья город Каменец. Османская армия развивала наступление, стремясь теперь захватить Львов. Была взята крепость города Хотин, которая ещё не так давно была символом воинской славы Речи Посполитой – ведь именно здесь 50 лет назад (в 1621 году) разбило всё ту же османскую армию войско под началом Яна Кароля Ходкевича.


Османский султан и янычары. Рисунок 17 века.

Теперь Порта брала реванш. В Европе нарастала паника. Говорили, что никому не под силу остановить огромную турецкую армию. Что должен явиться гений, который спасёт Европу от мусульманского ига… И такой гений нашёлся! Нашёлся в Речи Посполитой. И самым ближайшим его соратником и другом стал несвижский князь из рода Радзивиллов!
Как известно, большую роль в возвышении фамилии Радзивиллов стала женитьба первого короля Речи Посполитой Жигимонта Августа на знаменитой Барбаре Радзивилл. Но это был не последний случай, когда Радзивиллы породнились с представителями королевского трона. Через два поколения несвижская линия рода вновь оказалась связанной брачными узами с королевским престолом.
В 1658 году шестой несвижский ординат князь Михал Казимир Радзивилл, в то время бывший подчашим Литовским, женился на Катажине Собесской – дочери знатного польского рода. Брат Катажины Ян Собесский уже тогда был известен в Речи Посполитой как храбрый воин, сражавшийся во многих битвах с татарами, казаками, московитами. Ко времени вышеописанной османской экспансии оба родственника успели сделать хорошую военную карьеру. Михал Казимир Радзивилл стал польным гетманом Великого княжества Литовского, а Ян Собесский великим гетманом Польской Короны. Именно на них двоих была возложена миссия спасения Речи Посполитой от Османского завоевания.


Ян Собесский. Портрет неизвестного автора из собрания Радзивиллов в Неборове.

Задача предстояла архисложная. В 1671 году Ян Собесский с отрядом всего в 4 тысячи человек непостижимым образом сумел разбить на Украине «работающие» на Османскую империю татарско-казацкие отряды. Однако главная битва так и не состоялась из-за того, что король Михал Вишневецкий не решился передать Яну Собесскому командование над «посполитым рушением» (шляхетским ополчением). Войско разошлось, а собрать его вновь было совсем непростой задачей. Речь Посполитая, как и рассчитывала Порта, была на самом деле вымотана страшными войнами с Москвой и казаками. У неё не было мощных ресурсов для ведения долгой крупномасштабной войны. И вот здесь огромную мобилизующую роль сыграл фактор защиты христианской веры. Завоеватели Гроба Господнего были теперь даже не далеко в Палестине, а в самой Речи Посполитой. Нужно было сражаться или умереть!
Священная война предполагала расчёт не только на силу одного лишь оружия – она не мыслилась без духовной, молитвенной поддержки воинов. И вот в 1673 году, в тяжёлое военное время, предводитель войска ВКЛ в антиосманском походе Михал Казимир Радзивилл не жалеет 30 тысяч грошей на основание в Несвиже новой католической монашеской мисси ордена бенедиктинцев. В отличие от уже существовавших в то время «городских» несвижских монастырей (иезуитского, женского бенедиктинского), которые вели в черте города бурную воспитательно-просветительскую деятельность, новый монастырь был более традиционной обителью – местом уединённой молитвы. Само его месторасположение – в нескольких километрах от города на вершине холма у самого леса – предполагало, чтобы мирская суета не отвлекала монахов от главного духовного делания, и их молитвы о здравии воинов были бы услышаны.
Постройки нового храма и монастырского корпуса были выполнены из дерева. Обитель была освящена в честь Святого Креста Господнего – символа веры, ради которой шла на битву шляхта Великого княжества.
Кстати, кроме Радзивиллов, земли в окрестностях Несвижа принадлежали также и славному роду Обуховичей. В частности они владели имением Липа неподалёку от радзивилловской столицы. Владелец этого имения Теодор Обухович отправился на войну бок обок со своим соседом и гетманом Михалом Казимиром Радзивиллом. Он хоть и не основал в честь этого похода на своих землях храм или монастырь, но уже потом, после счастливого окончания войны, отправился в благодарственное паломничество в Рим – город святого Петра. Это лишний раз свидетельствует о том, какое большое духовное значение предавала элита Речи Посполитой этому походу 1673 года против мусульманских завоевателей.


Михал Казимир Радзивилл. Портрет Войцеха Гершона (1831 - 1901)

Войско Короны Польской вёл великий гетман Ян Собесский. Он же на сей раз принял и общее командование «посполитым рушением». Армия отправилась на Хотин – знаковое место, уже однажды ставшее счастливым для поляков и литвинов. 11 ноября 1673 года войско Речи Посполитой вписала в свою историю золотыми буквами! Блестяще проведённая под руководством Яна Собесского операция в Хотинской крепости сполна восстановила, потерянную было, её славу оружия! Двадцать тысяч турок навсегда остались тогда на поле битвы. Экспансия Османской империи на земли Короны и ВКЛ была остановлена навсегда. Пожалуй, эту победу можно было бы поставить в один ряд с куда более известной у нас битвой под Грюнвальдом! Полководец Ян Собесский получил за неё прозвище «Хотинский лев». Его слава в Речи Посполитой поднялась до таких высот, что в следующем 1674 году его избрали на королевский престол! Вместо Михала Вишневецкого, который, как оказалось, не зря опасался, что Собесский может затмить своей персоной его самого. Впереди у Яна Собесского был ещё блистательный триумф в битве с турками под Веной и титул «Спасителя Европы». А пока же после победной битвы войско Речи Посполитой получило некоторую передышку хотя бы до следующей весны. Верный помошник Яна Собесского Михал Казимир Радзивилл мог вернуться домой в Несвиж. Возможно, по возвращении он посетил заложенный перед битвой костёл Святого Креста и поблагодарил Бога, что его жертва не осталась без внимания.
Конечно же, нельзя сказать, что когда боевые действия с Османской империей завершились, Радзивиллы забросили созданную ими миссию. Тем более, что её полное обустройство завершилось почти через 20 лет после основания. Только к 1690 году обустройство храма, монастыря и прилегающей территории было завершено. После смерти Михала Казимира Радзивилла в 1680 году о мисси заботилась его вдова – та самая Катажина Собесская. А затем и их сын Кароль Станислав Радзивилл, когда вступил во владение Несвижской ординацией, неоднократно жертвовал монастырю значительные суммы на содержание.
Через сто лет после основания, перед храмом встала естественная проблема: деревянные конструкции требовали, как минимум, ремонта. В Несвиже в то время княжил правнук Михала Казимира Радзивилла знаменитый Кароль Станислав Радзивилл «Пане Каханку». Конечно, в историю он вошёл, в большей степени, как пьяница и авантюрист, однако при всём этом нельзя сказать, что он наплевательски относился к религии и церкви, а уж тем более к содержанию несвижских монастырей. Вот и костёл и монастырь Святого Креста было решено не просто отремонтировать, а построить для них новые каменные здания – на века! Это было сделано в 1766 году. Тогда новое здание костёла и монастырского корпуса было освящено виленским бискупом Т. Зенковичем. Так под Несвижем появился замечательный храм в стиле «сарматского барокко» - нарочито строгий и скромный, симметричный и гармоничный снаружи, и гораздо более богатый внутри. Объём костёла строго повторял форму креста, в честь которого он и был освящён, а над пересечением его «перекладин» возвышалась деревянная башенка, увенчанная куполом с всё тем же крестом. Главный алтарь храма был резным деревянным. Кроме него в храме было ещё пять боковых алтарей, созданных настенной фресковой росписью. Ну и, конечно, здесь же был орган. Слева от костёла был построен из кирпича двухэтажный корпус монастыря достаточно простой архитектуры. На рисунке середины 19 столетия, сделанным Наполеоном Ордой, можно увидеть ещё и некий деревянный сарай возле самого костёла. Возможно, он тоже был частью монастырского комплекса.


Костёл Святого Креста. Рисунок Наполеона Орды 1876 г.

Скорее всего, ещё в начале 18 века у монастыря появляются первые захоронения духовной и светской знати Несвижа и всех несвижских окрестностей. С постройкой новый зданий лес у монастыря и вовсе превращается в элитное кладбище, которое позже столь романтично описывал Владислав Сырокомля. У братии появляется новая обязанность – молиться уже за здравие воинов, сражающихся за веру, а за упокой христианских душ. Кстати, в самом костёле Святого Креста под алтарём находились подземелья-усыпальницы, где удостаивались чести быть похороненными выдающиеся представители шляхты из окрестностей Несвижа. В частности, именно там был похоронен в конце 18 столетия Франтишек Войнилович – прапрадед небезызвестного Эдварда Войниловича, основателя минского костёла св. Симеона и Елены.
В тёмные времена разделов Речи Посполитой в 1793 году с костёлом произошло несчастье – пожар. Однако это событие не стало для храма роковым. Огонь не причинил значительных повреждений, и, несмотря на нелёгкие времена, костёл смог восстановиться. Вероятно, вновь не без участия радзивилловских фондов.
Война 1812 года, к счастью, мало повлияла на статус храма, хоть его постоянные опекуны, Радзивиллы, после неё надолго покинули Несвиж. В первой половине 19 века монастырь Святого Креста был большой по тогдашним меркам бенедиктинской миссией. Архивный список монахов бенедиктинского ордена в Минской губернии Российской империи указывает, что в 1843 году в несвижском монастыре Святого Креста насчитывалось 17 монахов во главе с настоятелем Сильвестром Тубелевичем и приором Бернардом Домбровским. Из этих монахов не все были бенедиктинцами – обитель давала приют и представителям других орденов (например, базилианам). Между прочим, настоятель Сильвестр Тубелевич был также и президентом Конгрегации бенедиктинских монастырей во всей губернии! Надо ли говорить, что это также свидетельствует о высоком статусе, который имела в те годы несвижская миссия.
Кстати, в те времена в несвижском предместье Новое Место уже была улица Святого Креста, названная в честь монастыря, в направлении которого она была проложена. Она просуществовала в городе до самого большевистского нашествия в 1939 году, и ныне переименована в Интернациональную.
И всё же ни богатство, ни статус, ни прилежные молитвы не уберегли несвижских бенедиктинцев от настоящей беды.
Шёл 1864 год. Царские отряды разгромили последние отряды повстанцев в Польше и Литве. И немедленно власти Российской империи принялись ликвидировать всякую основу для будущих выступлений против себя. К таковым «основам» была отнесена и католическая вера. Естественно, Несвиж в российских кругах не мог рассматриваться иначе как центр «польского католического влияния». Несмотря на то, что роль города в событиях 1863-64 годов была минимальной, слишком многое в нём напоминало о временах свободы от Российской империи. В частности, монастырь Святого Креста, построенный во имя военных побед Речи Посполитой, с элитным шляхетским кладбищем вокруг явно не вписывался в стройную картину «истинно русского края», созданную имперскими идеологами. 6 декабря 1864 года монастырь святого креста был закрыт в административном порядке. Монахи из него были переведены в другие уже немногочисленные католические монастыри. Не оставили католической церкви и здания храма в качестве приходского или приписного костёла.
Резонно было ожидать, что российские власти передадут монастырь православной церкви, как это часто бывало в подобных случаях. И действительно: на бумаге предполагалось, что в бывшем бенедиктинском комплексе разместится православное женское духовное училище и монастырь, переведённый из местечка Вольно под Барановичами. Но на практике получился наихудший вариант. Шёл год, второй, третий – а храм так и стоял ничейным с замком на дверях.
Даже несвижская шляхта уже не питала иллюзий насчёт ещё недавно процветавшего монастыря. Перестали хоронить умерших на кладбище; у кого была возможность, те переносили могилы своих родственников на городское кладбище Несвижа. Эдвард Войнилович забрал из алтарной крипты останки своего прапрадеда и перезахоронил их в своём имении Савичи. Все покидали погибающий храм…
Впрочем, художник Наполеон Орда, посетивший закрытый монастырский комплекс в 1876 году, нашёл его ещё в весьма хорошем состоянии – как будто храм был только что закрыт после службы. Это и неудивительно, ведь добротная радзивилловская постройка не могла разрушиться быстро. Концепцией творчества Наполеона Орды как раз и были романтические акварельные зарисовки мест, напоминающих о старосветских временах Речи Посполитой. Поэтому он поспешил зарисовать в свой альбом и несвижский монастырь Святого Креста. Именно благодаря этому рисунку (его мы уже приводили выше) мы сегодня имеем возможность видеть, как выглядел этот комплекс фактически в ту пору, когда он ещё действовал – по рисунку заметно, что с момента закрытия там ещё ничего не изменилось.
Второе известное изображение закрытого монастыря Святого Креста относится к началу 20 столетия. Это маленькая фотография, опубликованная в польском альманахе Nasze Koscioly. На ней мы видим, что состояние комплекса за годы бесхозяйственности, конечно, ухудшилось, но всё же не является критическим. Здания и палисадник с тополями, когда-то аккуратно возделываемый монахами, запущены, но вполне поддаются реставрации.


Монастырь Святого Креста на фотографии начала 20 века

И вот здесь совершенное непонятно, что же случилось дальше с нашим лесным монастырём-призраком в 20 столетии. Дело в том, что нам с вами даже от руин этого замечательного храма не осталось практически ничего! Невозможно, чтобы здания, находившиеся в относительно сносном состоянии вначале 20 столетия, без посторонней помощи к началу 21 века почти совершенно исчезли! Вряд ли их тронули немцы в первую мировую войну, и поляки в 1921-1939 гг. Тем более, что на их картах руины монастыря чётко обозначены. След костёла Святого Креста теряется именно в советское время. Что-то произошло здесь или во время второй мировой войны или (что вероятнее) ещё позже…
Итак, в начале 21 столетия место бывшего монастыря Святого Креста представляет собой всё такую же высокую гору, о которой писал ещё Сырокомля, но теперь уже совершенно заросшую деревьями. Гора эта едва ли не наполовину состоит из старого камня и кирпича – бывших костёльных стен. Этим же кирпичом и камнем, засыпанным землёй, усеяно и подножие холма.


Холм, на котором когда-то стоял костёл Святого Креста.

Вершина горы неожиданно маленькая, наверняка значительная часть её была срыта. На вершине есть совсем небольшая выемка в земле (возможно, на месте бывшей алтарной крипты), в которой можно обнаружить столь же небольшие фрагменты фундаментов бывшего храма.



Остатки фундаментов костёла Святого Креста.

Внизу у подножия холма можно найти чёткое прямоугольное возвышение, также засыпанное битым кирпичом – это следы монастырского корпуса. Здесь следов памятника чуть больше. В торцевой части фундаментов сохранился небольшой сводчатый погребок. К сожалению, он совершенно завален разнообразными бытовыми отходами.



Погреб монастырского корпуса.

Размер возвышения на месте бывшего кляштара позволял предполагать, что это подземное помещение здесь далеко не единственное. Да и вообще, было бы странно, если бы в древнем монастыре не было бы развитой сети подземных помещений. Так и есть – рядом со входом в вышеописанный погребок располагается ещё один спуск под землю! На нём даже сохранилась деревянная ступенька – вероятно, ещё со времён постройки. Спуск этот очень узкий и одновременно очень крутой и глубокий.


Ход под землю в неизведанные подземелья.

На фото можно заметить, что толщина фундаментов в этом месте составляет, по меньшей мере, несколько метров! Но внизу, опять же, всё очень плотно завалено мусором, землёй и большими камнями. Автор этих строк попытался было немного расчистить этот проход, но упёрся в тяжёлый, совершенно неудобно лежащий камень. Между тем, из-за камня видно, что ход и дальше мощными сводами круто уходит под землю. Остаётся только догадываться, сколько интересного может скрываться там под завалами…
На руинах комплекса автору также удалось сделать несколько довольно интересных находок. Это несколько фрагментов эмалированных изразцов 18 столетия. Один из них тёмно-синего цвета, другой тёмно-зелёного.




Фрагменты эмалированных изразцов 18 века найденных возле руин костёла Святого Креста

Последний обнаруживает своё очевидное сходство с изразцами, обнаруженными во время реставрации Несвижского замка!


Эмалированный изразец из экспозиции Несвижского музея-заповедника.

Это неудивительно, поскольку время строительства монастырских зданий совпадает со временем реконструкции замка в 18 веке. Таким образом, мы узнаём, что монастырь Святого Креста и замок были частями единой культурной системы, неразрывно связанной с именами Радзивиллов! Их украшал, возможно, один и тот же радзивилловский герб, а материалы для строительства монастыря здесь были не хуже, чем в самой резиденции несвижских князей!
Также нашёлся и вот такой металлический предмет, по форме весьма напоминающий ключ.



Может быть, когда-то им действительно открывали монастырские двери…

К огромному сожалению, состояние места бывшего монастыря ухудшается год от года, хотя, казалось бы, хуже просто некуда. Количество мусора там увеличивается так же стремительно, как на свалке. Некий умный и богатый на выдумку представитель белорусского народа умудрился выкинуть на руинах даже старый ржавый катамаран (!). Стоит отметить, что мусор целенаправленно сваливают именно здесь у руин монастыря и кладбища– весь остальной лес относительно чистый. Несмотря на окружающую грязь, отдельные представители местного населения соорудили здесь же места с кострищами для попоек. Одно из них, кстати, расположено на месте бывшего костёльного алтаря…
Вот так на нашей земле погиб и продолжает погибать ещё один замечательный памятник радзивилловской эпохи. Костёл Святого Креста был не только храмом, но и напоминанием о судьбоносных событиях нашей истории и, пожалуй, даже истории всей Восточной Европы. С его исчезновением как-то никому хуже не стало. Тех людей, и той цивилизации, которым он был небезразличен, уже нет. А те, что остались, куда больше религии и истории интересуются алкоголем, бутылки из-под которого затем так хорошо бросать на месте бывшего кладбища и храма…

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: uri_2
2012-03-24 10:12 pm
А где именно в Несвиже это место?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2012-03-25 04:11 pm
По ссылке на кладбище в тексте есть карта.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: radziwill_by
2012-04-19 01:50 pm
утащу, сам знаешь куда:)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: heartland2011
2014-03-05 10:00 am
Я навуковы супрацоўнік Нясвіжскага замка. Гатовы да супрацоўніцтва. Хаця б да прыборак і дакументацыі помнікаў.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2014-03-08 07:04 pm
Усе помнікі, што ёсць я адлюстраваў у гэтым артыкуле і ў паведамленні ў "Могілкі Беларусі" - калі ласка, дакументуйце. Там, здаецца, ужо не ўсе фотаздымкі адлюстроўваюцца, але гэта магчыма выправіць. Там яшчэ шмат помнікаў ляжыць надпісамі ўніз і ў разрытых ямах, але як каб іх хаця б перагарнуць, трэба, мо, шасцёра мужчын.
Каб прыбраць смецце там патрэбны грузавік, які мусіць зрабіць не адзін рэйс на сметнік. А як паказвае прыклад Макранаў, пра якія я таксама пісаў, нават суботнікі БРСМ не ёсць гарантыяй, што ўжо праз год на тым месцы не будзе тая ж самая сітуацыя. Трэба ўводзіць гэта месца ў навуковы, турыстычны, агульнагарадскі зварот. Ажно да надання ахоўнага статусу. Тады, верагодна, там будуць магчымыя рэгулярныя прыборкі і (не факт) менш барбарскія адносіны з боку мясцовага насельніцтва.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: heartland2011
2014-03-09 07:08 am
Так. Але я не знайшоў гэтае месца. Усё вельмі лесам парасло. Не бачна нічога.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2014-03-11 11:57 am
Няўжо нават мапа, што я выкладаў не дапамагла?)
(Ответить) (Parent) (Thread)