?

Log in

No account? Create an account
Церковь Воскресения Христова (бывший Благовещенский костёл) в Клецке. - Stara Litwa [entries|archive|friends|userinfo]
Litewski Podróżnik

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Церковь Воскресения Христова (бывший Благовещенский костёл) в Клецке. [ноя. 7, 2008|02:43 pm]
Litewski Podróżnik
[Tags|, , , ]

Этот храм – единственный из уцелевших памятников 17 века в городе Клецке. Сегодня он является, пожалуй, главным историческим и духовным символом этого замечательного белорусского местечка. Построенный в самом общественном «сердце» средневекового Клецка – на рыночной площади – он едва не оказался утерянным для потомков, но с Божьей помощью перенёс все исторические несчастья, ныне возрождаясь в своём надлежащем величии.


Церковь Воскресения Христова (бывший Благовещенский костёл) в Клецке.

Основателем святыни был владелец Клецка князь Станислав Казимир Радзивилл (1648 - 1690) – маршалок Великого княжества Литовского. Ещё его дед Ян Альбрехт в своём завещании высказал желание пригласить в город монахов ордена св. Доминика. Однако, только его внук смог надлежащим образом профинансировать и обеспечить землёй эту миссию. Он выделил под доминиканский монастырь здание в центре Клецка, а 24 мая 1683 года началось строительство костёла. Его местоположение было выбрано таким образом, чтобы фасад выходил на площадь, при этом 13 горожан были вынуждены переселиться на новое место. Новооснованный храм также получил от князя возможность получать 1000 злотых из семейной казны Радзивиллов ежегодно.
Строительство велось очень быстро, благодаря чему храм был закончен и освящён под титулом Благовещения Девы Марии уже 6 июня 1684 года. За костёлом был построен монастырский корпус, а ещё дальше за ним, на склоне долины речки Сильная (приток р. Лань), размещались монастырские огороды и сад.
Единственное известное раннее описание костёла относится к 1796 году. В нём описывается суровый средневековый барочный храм «внутри без всякого украшения», к тому же, очевидно, несколько повреждённый одним из частых тогда пожаров в местечке. Тогдашние слова современника «без украшения» стоит понимать как то, что костёл не имел столь пышных украшений, как многие барочные костёлы того времени. Внутри же его был один центральный и четыре других алтаря. При доминиканской миссии была небольшая школа, в которой учились десять дворянских студентов. В ней обучали «чтению, письму, грамматике и разным необходимым наукам». Учил в ней сам настоятель костёла, которым в 1796 г. был Беат Милановский. При монастыре был и небольшой госпиталь.
По описаниям уже первой трети 19 в. известно, что на фасаде костёла в нише (увидеть её можно и теперь) стояла статуя св. Доминика, а алтарь в костёле был каменный, украшенный деревянной резьбой с позолотой, с иконой Божией Матери под серебряной ризой.
Нам неизвестно, принимали ли участие клецкие доминиканцы в восстании 1830-31 гг., однако, судя по последующим событиям, можно предполагать, что оно всё-таки имело место. После восстания царские власти решают ликвидировать доминиканскую миссию в Клецке, переведя не слишком многочисленных, кстати, монахов в монастырь в Несвиже. Здания же костёла и монастыря передали департаменту военных поселений для того, чтобы оно устроило в них казармы для полуэскадрона уланского полка. Однако военные почему-то упорно увиливали от освоения такого нежданного «подарка», и костёл в то время просто стоял заброшенным.
В конце 1840-х гг. (как мы уже писали в предыдущем очерке) встал вопрос о ремонте (а по большому счёту, новой постройке) православных клецких храмов. У католиков Радзивиллов, к сожалению, на это не было особого желания, да и, в принципе, средств. В связи с этим жена тогдашнего владельца Клецка Леона Радзивилла Софья, происходившая из рода российских дворян Урусовых, в 1850 году предложила переместить клецкую Воскресенскую церковь из старого сгнившего деревянного здания в бывший доминиканский костёл. Военное министерство, обрадованное таким поводом, поспешило отказаться от будущего храма специальным докладом, а резолюцию на него наложил лично император Николай I. В 1851 г. радзивилловская администрация отремонтировала здание, и оно зажило новой жизнью православного храма! При ремонте здания были увеличены в высоту фасадные башни, ещё больше подчеркнувшие его барочный облик. Богослужения в новой Воскресенской церкви начались в 1854 г.
После Рижского договора 1921 г. Клецк оказался на территории польского государства. Но, к счастью, поляки не стали закрывать православный («москальский») храм, и он действовал и 1920-е и 1930-е годы. Но в это время храм постигло другое несчастье: в июне 1937 года в Клецке случился страшный пожар.


Пожар 1937 г. в Клецке. Горожане спасают на рыночной площади своё имущество. На заднем плане церковь Воскресения Христова

Церковь оказалась сильно повреждённой, хотя многое из храмового имущества удалось спасти.


Пылающая во время пожара 1937 г. Церковь Воскресения Христова

В 1937-1939 гг . была проведена реставрация здания.


Рыночная площадь Клецка и церковь Воскресения Христова в 1939 г.

После Великой Отечественной войне в Клецке утвердилась новая безбожная советская власть. Однако, даже при ней православные жители города Клецка приходили в свою святыню и, как могли, поддерживали её. Это очень беспокоило власть имущих атеистов, которым хотелось, если не ликвидировать храм, то уж по крайней мере, найти ему такое применение, которое навсегда уничтожило бы в нём «религиозный дух». Оно было найдено в начале 1960-х гг., когда во время хрущёвских гонений на церковь в здании этого храма был устроен заводской цех. Как водится, храмовая утварь, иконы и убранство были конфискованы и стали поживой для местного начальства. В то же ужасное время к храму были сделаны уродливые пристройки, от которых он не может избавиться и поныне.


Фотография 1964 г. Над клецкой церковью ещё стоят кресты...

До неузнаваемости была искорёжена и древняя клецкая рыночная площадь, непонятно с какой радости переименованная в «площадь Маяковского». На ней появились отвратительные в своей примитивности «коробки» райисполкома, унивесама и универмага. Площадь застраивали так, чтобы лишить бывшую церковь всякого на неё выхода…


Фотография примерно 1950-х гг. Застройка клецкой рыночной площади только начинается...

Уже в конце 1980-х гг. православная община города Клецка стала прилагать серьёзные усилия по возвращению ей святыни. Под напором верующих власти были вынуждены уступить и отдать храм. В настоящее время он уже практически полностью возвращён к жизни! Внутри храма отштукатурили древние стены и своды, установили иконостас и иконы, на пол положили новую керамическую плитку.


Современный интерьер церкви Воскресения Христова

Теперь требуются наружные работы – положить новую черепицу на крышу, обновить фасад. Сбор средств на восстановление храма идёт нынче по всему Клецку.
В недавнее время была сделана попытка облагородить и облик бывшей рыночной площади. Благодаря реконструкции крыш, фасадов и тротуаров на ней, а также покраски зданий цветными красками она приобрела, конечно, лучший вид, чем имела в советское время, однако, к сожалению, варварские разрушения того периода всё-таки были необратимы.


Церковь Воскресения Христова (бывший Благовещенский костёл) в Клецке. Вид со стороны апсиды.


Среди прочего, на площади несколько (хоть и не полностью) освободили фасад Воскресенской церкви и теперь она, как и в давние времена служит настоящим украшением всему городу! А в здании бывшего монастырского корпуса теперь детская школа-интернат.


Бывший корпус доминиканского монастыря в Клецке - Фото К. Шестовского
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-11-15 02:32 pm

Последние новости

Так сегодня выглядит церковь Воскресения:


(Ответить) (Thread)
From: zbiwol
2009-11-06 08:34 pm

Dlaczego kosciol dominikański w 1921r oddano prawoslawnym

W 1921r po ustaleniach pomiedzy Polska Rosja Sowiecka i Ukraina Kleck zostal przyznany Polsce. Proboszcz katolicki z Klecka Franciszek Prekszlis zgodzil sie przekazac kosciol dominikanow prawoslawnym mieszkancom Klecka w uzytkowanie po to aby nie bylo w miescie konfliktow na tym tle. Po pozarze w 1937 r ksiadz proboszcz Tadeusz Grzesiak interweniowal w Zakladzie Ubezpieczen PZU aby nie wyplacac odszkodowania prawoslawnemu popowi z Klecka. Dopiero interwencja bialoruskiego posla na Sejm polski Szymanowskiego
u biskupa Niemiry pzowolila uzyskac odszkodowanie prawoslawnym potrzebne na remont spalonego dachu i wiez koscielnych. Dnia 13 lipca 1942r ks proboszcz Tadeusz Grzesiak zostal aresztowany przez Niemcow i rozstrZelany razem z innymi Polakami w Baranowiczach.
Czy powodem aresztowania ksiedza Grzesiaka byl donos "zyczliwego" Bialorusina, czy zaangazowanie ksiedza w chrzczenie dzieci Zydowskich, czy zaplanowana likwidacja polskosci, a w szczegiolnosci "Macierzy Polskiej" organizacji ktorej przewodzil ksiadz Grzesiak tego byc moze sie nie dowiemy.
(Ответить) (Thread)