Litewski Podróżnik (dmitrij_kr) wrote,
Litewski Podróżnik
dmitrij_kr

Categories:

Путешествия по Беларуси -- Столбцы

Итак, я наконец открыл эту «туристическо-познавательную рубрику» в своём журнале! А начнём мы наше повествование с рассказа о местечке Столбцы. Почему именно с него? На самом деле, просто так. А почему бы и нет, собственно? :) Благо, история этого замечательного городка интересна и насыщена, что весьма располагает к себе рассказчика.


Ошибается тот, кто думает, что Столбцы – это эдакая деревня, разросшаяся благодаря строительству рядом в 19 веке железной дороги. Нет, это вам не какие-нибудь Барановичи! Столбцы известны в источниках с начала 16 века!
В то время великий князь Литовский Александр в целях укрепления своего государства и административного управления решил подкорректировать древнюю личную удельную систему владения княжествами и объединить их под юрисдикцией своих, так сказать, «чиновников» -- воевод. Другими словами, мелкие раздробленные княжества на Литве предполагалось объединить в крупные «округа»-воеводства . Если кто-то помнит фильм «Анастасия Слуцкая», то может вспомнить, что именно с этим (посягательством на абсолютную власть удельных князей) была связана неприязнь к в.кн. Александру героя Михаила Глинского, готовившего заговор. К несчастью в осуществлении своих замыслов Александру помешала смерть в 1506 году. Но его преемник Жигимонт II (Старый) довершил начатое. В 1507 году было создано Новогрудское воеводство, в которое наряду с другими городами и местечками вошли Столбцы. К тому же периоду (1511 г.) относится и второе известное упоминание Столбцов в архивных источниках. В 1511 г. в известном Краковском университете учился некий школяр из под Столбцов, что было зафиксировано в соответствующих университетских книгах.
В то далёкое время Столбцы были небольшим местечком, в котором проживало не более тысячи человек. Жители его (мещане) исполняли определённые повинности в пользу владельца местечка, сохраняя вместе с тем свои сословные права. Постепенное развитие экономики городка способствовало увеличению благосостояния его жителей. В этом был заинтересован и владелец местечка, поскольку таким образом он мог увеличить денежные сборы за землю торговлю и ремесленные занятия мещан. Придание местечку определённых, принадлежащих только ему прав и привилегий увеличивало престиж самого владельца в кругу шляхты и в государственных кругах Великого княжества Литовского. Высшей степенью таких прав жителям местечка было дарование им самоуправления согласно магдебуржскому праву и официальное закрепление государством их личной свободы и самостоятельности в экономических и даже юридических отношениях, правда, при сохранении высшей власти владельца местечка. Обычно инициаторами получения привилегий были не только мещане, но и владельцы поселения.
А владельцами этими у Столбцов были представители знаменитых аристократических родов! С 16 в. до начала 18 в. Столбцы принадлежали магнатам Служкам. Затем до 1730-х гг. они перешли к прусской фамилии Дэнгофф (они были не откуда нибудь, а из самого сердца Тевтонии и имели титул воевод Мальборских). А с 1730-х гг. до самого 1831 г. Столбцы принадлежали возвысившемуся в последние полстолетия существования Речи Посполитой роду графов Чарторийских.
При Дэнгоффах в 1729 году Столбцы получили магдебуржское право, что стало итогом интенсивнейшего развития этого наднёманского местечка в Речи Посполитой. Торговый потенциал Столбцов был отмечен королём РП Августом II (Сильным), который своим привелеем от 29 декабря 1722 года установил здесь навечно две ярмарки: одну на католический день Трёх Королей (что в начале января), а вторую на католический же день Иоанна Крестителя (что в начале июня). Эти ярмарки длились в местечке целых четыре недели!

Теперь, переходя к рассказу о достопримечательностях Столбцов, мы переносимся в плоскость духовной христианской истории города, которая неразрывно связана с памятниками истории и культуры этого городка. Начнём мы, пожалуй, с католиков.
Первая католическая миссия в Столбцах, бывших до того времени православным местечком, появилась в нач. 17 века. Это были монахи доминиканцы. Их пригласил с разрешения виленского бискупа Астафия Воловича трокский воевода Александр Служка с женой Софией (из рода Зеновичей). Они передали миссии в качестве фундуша (меценатского взноса) фольварки Кучкуны и Отцеду (сейчас есть такие ж\д станции, если ехать по направлению к Столбцам) с мельницами и сенокосами а также 6 тыс. злотых. Первые два монаха-доминиканца появились в ноябре 1624 года и жили они при деревянном костёле св. Марии Магдалины в соседней со Столбцами деревне Ковалёвщина. Монахам явно требовалась помощь на новом месте, т.к. в архивах сохранился документ 1624 г. с просьбой прислать ещё монахов, направленной в не столь далёкий Несвиж.
С 1639 г. столбцовская доминиканская миссия входила в т.н. Русскую провинцию св. Яцека с центром во Львове. В 1640 г. монахи наконец построили себе деревянный жилой корпус и начали строительство большого каменного костёла. В 1645 году строительство храма было завершено, однако из-за войны 1654-67 гг. был освящён в честь святого Казимира значительно позже – в 1673 г. Так в городе появился красивый и величественный барочно-ренессасный храм с богатым внутренним убранством, сделанным из гипса и цветного гранита. Пол почти во всём храме был сделан из каменных плит, между которыми были вмурованы 13 мраморных надмогильных плит тех, кто был похоронен в склепе под главным нефом костёла (это были жертвователи на костёл из числа окрестной шляхты). Внутри и снаружи костёла в стены было вставлено несколько плит 18 века, которые свидетельствуют, что само здание и погост вокруг были местом упокоения многих знаменитых шляхетских семей. Под часовней св. Доминика был склеп с гробом доминиканского монаха Фабиана Малишевского (о нём речь ниже), который умер в 1644 г. и почитался как святой. Рядом находилась усыпальница владельцев Столбцов и меценатов костёла Служек, над ним – алтарь-сакристия с изображениями святых, над входом в которую висел большой поясной портрет Александра Служки.


Костёл святого Казимира

В 18 в. доминиканцы построили себе каменный жилой корпус. В нём находились кельи приара (главы миссии) и монахов, трапезная, кладовка, комната для гостей, архив, небольшая библиотека. Как и при всех крупных костёлах в Речи Посполитой, при кляштаре (это и есть жилой корпус) костёла св. Казимира существовала парафиальная школа и госпиталь. Имелся также сад и огород.
Интересно, что кляштару принадлежали в Столбцах две юридики (частновладельческих квартала) – на улице Глухой и улице Перевозной (над Нёманом), которые приносили неплохой доход.


Алтарь костёла святого Казимира

Уже в начале 19 века миссия доминиканцев в Столбцах пришла в упадок. На весь немаленький костёл и кляштар насчитывалось всего 4 монаха, а глава миссии (приар) одновременно являлся и плебаном (настоятелем) костёла. Тем не менее, даже в таком небольшом количестве монахи умудрились активно поддержать восстание за восстановление Речи Посполитой 1831-32 гг. за что их земельные владения были конфискованы в казну Российской империи, а костёл из-за этого перешёл в более скромный разряд парафиального. Однако, это событие никак не повлияло на католический причт и во время восстания 1863 года они снова поддержали противников властей. За это в 1865 году костёл был и вовсе упразднён (проживавших при костёле монахов перевели в Несвиж и в Мозырь), а здание храма передано православному духовенству.
Костёлу в то время уже требовался капитальный ремонт, да и вообще православных не могли устроить некоторые духовно-символические особенности католической архитектуры. Поэтому в 1867-83 гг. происходила перестройка храма по проекту православного минского губернского архитектора Волковича. В результате на месте костёла св. Казимира должна была оказаться церковь св. Марии Магдалины. Для внутреннего убранства минский мастер И. Санчуковский создал четырёхъярусный иконостас белого цвета с позолотой на резьбе и рамах. 14 икон для него написал московский мастер Зотов. Икона Спаса в серебряной ризе (высотой 32 см.) была прислана в дар императором Александром II. Серебряный набор литургической посуды был подарен в 1870 г. епископом минским Александром. И православные, и католики особенно почитали иконы Марии Магдалины и Божией Матери, которые остались ещё от костёла. Таким образом новая церковь стала не менее значимым духовным центром Столбцов, чем был ранее костёл, а перестройка храма оказалась одной из самых удачных подобных операций в Беларуси. Мне, правда, приходилось встречать мнения отдельных нытиков, которым как всегда не нравились «типичные купола-луковки» (интересно, а чем они хуже типичных же ренессансных «шприцев», что были там до того?), и которые скорбели по поводу того, что барочные облик и убранство храма не остались таковым навечно (это известный такой «исторический обскурантизм»). Но, думаю, каждый может убедиться, что в новом храме только прибавилось архитектурной красоты и величия и он был настоящим украшением этого местечка.


Костёл после перестройки в церковь святой Марии Магдалины

После оккупации Западной Беларуси и Столбцов в частности в 1921 году поляками церковь вновь была передана католикам. А те уже, что называется, «оторвались по полной». За короткий срок были снесены все православные постройки (башни, купола, бабинец и др.) и составлен проект реконструкции, согласно которому зданию должен был быть возвращён костёльный облик.


Костёл святого Казимира в 1920-е годы

Во время войны 1941-45 гг. храм был лишь незначительно повреждён. Но мирное время оказалось куда страшнее. Безбожной и самонадеянной власти не нужны были «культовые сооружения». В 1958 г. советские «борцы за народное счастье» уничтожили храм, бывший символом столетней истории Столбцов. Погибли все иконы, статуи, останки похороненных в многочисленных усыпальницах шляхтичей. На его месте всё советское время «красовалась» многозначительная пустота. И только в 1990-е годы католики Столбцов смогли построить себе из дешёвого кирпича хоть какое-то богослужебное здание. Но, к сожалению до костёла, который возвышался здесь когда-то ему очевидно далеко.


Современный костёл святого Казимира

Рассказ о католиках в Столбцах будет неполным без упоминания о замечательном человеке, имя которого столетиями составляло Столбцам громкую славу. Это доминиканский монах Фабиан Малишевский (о котором мы уже говорили выше) или, как произносили на средневековый латинский манер, Малишовиуш. Он родился в 1583 г. в городе Перемышле (на Украине) и в 1602 г. принял монашество. После этого он жил с братьями доминиканцами во Львове, где прославился как талантливый проповедник. Однажды, чтобы спасти брата монаха Амброзия, схваченного в плен крымскими татарами в Молдавии, Фабиан Малишевский поехал туда и предложил себя в заложники взамен на отпущение взятого ранее монаха. Впечатлённые его смелостью татары отпустили их двоих.
После возвращения из плена Фабиан Малишевский ездил на генеральные капитулы доминиканского ордена в Лиссабон (1618) и Милан (1622), а в 1629 г. он получил степень магистра теологии. Тогда же он и решил посетить совсем недавно основанный кляштар своего ордена на самом краю тогдашней католической ойкумены.
В 1632 г. деятельного и образованного монаха назначили главой (провинциалом) всей Русской провинции, но смиренный Фабиан вскоре отпросился с высокой должности и направился в опасную миссию в крепость Кадак, недавно основанную на границе Речи Посполитой с крымскими татарами. В 1640 г. он вернулся в Столбцы, чтобы помочь строить новый костёл. Фабиан активно взялся за дело, став столбцовским приаром. Но, к несчастью, ему так и не суждено было увидеть своё детище. В 1644 г. Фабиан Малишевский предстал перед Господом...
После этого при его гробнице происходили необычайные события, передавались легенды о дивных происшествиях с телом. 17 июля 1741 года с разрешения бискупа Михала Зенкевича гроб Фабиана Малишевского был открыт и выяснилось, что тело сохранилось нетленным. Священник Ремигий Бабинский составил «Книгу Жизни» отца Фабиана, в которой были записаны 150 различных чудес, случившихся у его гроба в 1742-57 гг., подтверждёнными под присягой ксендзом и очевидцами. Как и в других подобных местах, это преимущественно излечения от болезней или последствия несчастного случая. Чудотворным почиталось и изображение отца Фабиана, на котором он был показан в облаках в окружении ангелов. Ещё в 1744 г. Минский сеймик обратился к виленскому бискупу с предложением о канонизации Фабиана Малишевского. Попытка не дошла да окончания, однако местное почитание его погребения продолжалось. При костёле существовала отдельная посвящённая ему часовня.
После передачи храма православным последние столкнулись с проблемой захоронения в нём почитаемого католика. Чтобы эту проблему разрешить и католики могли беспрепятственно посещать его могилу, было решено перезахоронить гроб на кладбище. Однако, во время «второго католического пришествия» в 1922 году останки отца Фабиана были вновь торжественно возвращены во вновь торжественно ставший костёлом храм. Более того, в 1926 г. провинциальная капитула доминиканцев в Кракове обратилась к арцибискупу Зигмунду Лозинскому с предложением о канонизации, но и на этот раз сложный процесс не был доведён до конца.
Что стало с останками о. Фабиана мне, к сожалению, не известно. Возможно, они также пали жертвой совкового варварства. Однако память об этом замечательном человеке живёт и в сердцах людей, и в истории всего городка Столбцы.

Теперь о православных. Это, как мы знаем, самая древняя христианская конфессия в Столбцах. Архивные документы сообщают, что кляштар доминиканцев был основан в 1625 г. аккурат напротив некоей уже стоявшей «русской церкви». Но инвентарь 1765 г. сообщает нам о церкви уже «на горе за местом», что соответствует нынешнему местоположению православного храма. Видимо, это перенос произошёл, дабы не «раздражать» католиков. По этой же причине церковь эта была униатской. Храм был освящён в честь Преображения Господнего и имел традиционную для белорусского деревянного зодчества архитектуру с большой крышей и куполом посредине. Церковь имела 5 искусных алтарных икон и тонкой работы позолоченные царские врата. «Патронами» церкви являлись лично владельцы Столбцов Чарторийские. Один из них – знаменитейший член Негласного комитета советников императора Александра I князь Адам Чарторийский решил в 1825 году построить в Столбцах новый храм на что выделил значительную сумму денег. Архитектор вдохновлялся при постройке архитектурой петербуржского классицизма, а потому церковь, гармонично размещённая на горе над Нёманом, получилась настоящим «кусочком Петербурга» в Столбцах. Классическая с барочным фронтоном, выступающими пилястрами и арочными проёмами она была освящена в честь святой Анны. Архитектуре церкви стилистически соответствует неоклассицистский иконостас кон. 19 – нач. 20 в., структура которого продолжает белорусскую традицию 17 – 18 вв. В основном ярусе размещено 8 икон, во втором – 6, завершается иконостас иконой «Воскресения Христова» и двумя иконами пророков.
Церковь св. Анны была одной из немногих переживших советское время. Она стала спасительным ковчегом для икон, вывезенных из других церквей окрестностей местечка, закрытых во время антирелигиозной кампании конца 1950-х – нач. 1960-х гг.. Поэтому по сие время в церкви находится несколько старинных икон со всей Столбцовщины, среди которых можно выделить «Матерь Божую с Младенцем» 18 в. белорусской школы иконописи, «Матерь Божую Ченстоховскую» 19 в., икону «Св. Анны, Иосифа и Марии» времён постройки церкви, св. Георгия 1906 г., Спаса 1911 г., Матери Божией и «Спаса с Андреем Боголюбским» 1916 г.


Церковь святой Анны


Вот такой чудесный городок – Столбцы!


Панорама Столбцов со стороны р. Нёман. Справа -- церковь св. Анны
Tags: Беларусь, история, культура, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments