?

Log in

No account? Create an account
Путешествия по Беларуси -- Местечко Снов - Stara Litwa [entries|archive|friends|userinfo]
Litewski Podróżnik

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Путешествия по Беларуси -- Местечко Снов [фев. 5, 2008|07:53 pm]
Litewski Podróżnik
[Tags|, , , , , ]

Название местечка Снов – второго по величине населённого пункта в Несвижском районе после собственно Несвижа – можно встретить по всей Беларуси. Так получилось благодаря местному агрокомбинату, которому в современных далеко не простых экономических условиях удаётся производить высококачественную мясомолочную продукцию и продавать её по всей стране. Причём в Минске сновская торговая марка продаётся дороже, чем аналогичная продукция всяких местных ГМЗ. Зато она же и как-то здоровее и вкуснее.
Однако же, как любят говорить люди, цитируя Библию, «не хлебом единым жив человек». От себя добавим – даже не единым молоком и мясом. Несмотря на то, что Снов получил советский статус «агрогородка», это местечко обладает богатейшим не только аграрным, но и историко-культурным ландшафтом.

Собственно, история Снова не является особенно седой, бородатой и теряющейся в глубокой древности, но это совсем не значит, что она была неинтересной! Первое упоминание об этом местечке относится к 1602 году, когда оно было перечислено в ряду владений знаменитого рода Радзивиллов. Во времена, когда могущественным владельцем радзивилловской столицы Несвижа был Николай Радзивилл Сиротка (1549 -- 1616) – т.е. в конце 16 – нач.17 вв. – были сформированы огромные владения этого рода, ставшие основой для создания в 1586 году Несвижской ординации (группы земельных владений, передаваемой единым «комплектом» княжеским родом потомкам по мужской линии). В Несвижскую ординацию входил и Снов.
Тот, кто хорошо знаком с историей рода Радзивиллов, знает, как буквально разлетались из под их рук владения в 18 веке – времена были просто сумасшедшие, с кучей амбициозных проектов едва ли не у каждого магнатского рода Речи Посполитой, а посему на их осуществление нужны были деньги, добываемые как раз от продажи земли. Но история Снова показывает, что процесс постепенного дробления несвижской латифундии начался ещё раньше. В 1620 – 1630-е гг. Несвижская ординация сменила трёх владельцев (сыновей Николая Радзивилла Сиротки – Яна, Альберта и Александра). В это непростое время Снов был продан сначала шляхтичам Гарабурдам, а затем, в 1639 году, Рдултовским. Именно с этим родом будет связана история Снова до середины 19 века.
Несмотря на свою польскую фамилию, Рдултовские верой и правдой служили Великому княжеству Литовскому. Основателем сновской линии Рдултовских был новогрудский каштелян Ян Богуслав. Его потомками были сын Антоний и внук Ян Крыштоф, который был новогрудским хорунжим. Рдултовским выпала нелёгкая доля восстанавливать местечко после разрушений от военных действий во время Барской конфедерации 1768-72 гг., а также принимать у себя 15 сентября 1785 года короля Речи Посполитой Станислава Понятовского, направлявшегося на приём к Радзивиллам в Несвиж. С их же именем связано и строительство в Снове дворцово-паркового комплекса, до сих пор являющегося одной из жемчужин среди подобных памятников в Беларуси.
Сын Яна Крыштофа Рдултовского Казимир – философ по образованию, предводитель дворянства Новогрудского повета – в 1825 году заказывает строительство в Снове монументальной резиденции с парком, которая и была возведена за два года. Фронтальная длина дворца составила 140 метров и разделялась на три части: центральный объём с четырёхколонным портиком и симметричными двухэтажными ризалитами с высоким арочным оконным проёмом, боковые крылья с ионической колоннадой с одной стороны и полуколоннами с другой и, наконец, торцовые павильоны. Внутри дворца на первом этаже располагался вестибюль, слева от которого находился главный парадный зал. В боковых крыльях и павильонах размещались служебные и хозяйственные помещения, на втором этаже – жилые и спальные комнаты.


Дворец Рдултовских в Снове. Рисунок Наполеона Орды. 2-я пол. 19 в.

Усадьба имела также великолепный парковый комплекс, располагавшийся на площади 4,5 га. В центре парковой композиции находился дворец, который делил парк на две части. Перед главным фасадом дворца располагался партер с цветником и травником площадью около 2 га, а со стороны дворового фасада – пейзажная часть с древесными посадками. Центром композиции являлась удивительная водная система с островками, которые были связаны между собой пешеходными мостиками. Вода поступала из подземных источников и из ручья-притока речки Сновки. В южной части парка находился (и до сих пор находится) водоём связанный каналом с этой речкой. Стены и дно парковых водоёмов были выложены бутовым камнем, а берега усажены плакучими ивами, что придавало парку ещё больше красоты и очарования.
Кроме строительства столь прекрасной резиденции Казимир Рдултовский прославился также успехами в сельском хозяйстве, овощеводстве, развитии сновской промышленности (при нём в Снове была построена суконная фабрика, чем на тот момент могли похвастаться немногие богатые усадьбы).


Усадьба Рдултовских в Снове

Старший сын Казимира Рдултовского Евстафий был предводителем дворянства города Слуцка. Он окончил университет в Сорбонне, увлекался поэзией и даже переводил на английский язык произведения Адама Мицкевича. Этому образованнейшему человеку было суждено стать последним владельцем Снова из рода Рдултовских. Местное предание гласит, что Евстафий проиграл своё имение в карты...
Новым владельцем местечка стал в 1854 году барон Густав Гартинг (женатый на княжне Любецкой) – представитель голландского рода, осевшего в 19 веке на территории Беларуси. Он решил внести свою лепту в развитие Снова и стал широко осваивать соседние с местечком земли, имевшие название Горний Снов (вскоре они сольются с Дольним Сновом в одно целое, хотя и теперь в локальной топонимике присутствует условное деление на два населённых пункта). Там Густав Гартинг решил построить новую усадьбу, которая была бы его собственным детищем, в отличие от уже имевшегося дворца, доставшегося в «наследство» от предыдущих владельцев. Новый усадебный дом был двухэтажный с третьим цокольным этажом. В просторных внутренних комнатах находились достигавшие 4 метров в высоту камины, украшенные фигурной плиткой с орнаментом, изображавшим листья лотоса. В начале 20 века к основному корпусу было пристроено одноэтажное крыло с широкой открытой верандой, с которой можно было любоваться усадебным парком (в 1960-е годы веранда была закрыта стенами).
Парк, заложенный вокруг усадьбы, имел согласно своей планировке 3 террасы, а общие его границы очерчивала мощные аллеи граба, ели и орешника. На первой террасе перед домом находился фруктовый сад, на второй усадебный дом, к которому вела подъездная липовая аллея, а на третьей (за домом) располагались древесные посадки.
При Гартингах Снов в 1861 году получил статус волостного центра Новогрудского повета, а в 1865 году в местечке было открыто народное училище. После Густава Гартинга Сновом владели его сын Николай и внук Генрих. Последний жил уже во времена крушения Российской империи, прихода к власти большевиков и их войны с молодым Польским государством. В результате этой войны, как известно, западная часть Беларуси отошла к этому самому Польскому государству. А дворец в Дольнем Снове оказался заложником всех этих военных перепитий. В начале 1920-х годов он - разорённый - грустно смотрел на мир грустными, опалёнными пожаром, окнами. А у семьи Гартингов в это непростое время не было необходимых средств на его восстановление.
В 1925 году Генрих Гартинг продаёт польскому Корпусу охраны границы дворец Рдултовских в Дольнем Снове. В 1929 году военные провели в нём ремонт и приспособили для канцелярии и жилья польских офицеров. После 1939 года там жили уже советские, а после 1991 года – белорусские военнослужащие. Теперь во дворце Рдултовских военный госпиталь, попасть на территорию которого можно, к сожалению, только по спецпропускам через КПП...
Второй усадебный дом, построенный Гартингами, более доступен – в нём располагается сновская больница. Однако и здесь планировка парка, двора и интерьера усадьбы, естественно, подверглась сильным изменениям.


Усадьба Гартингов в Снове

Кроме двух усадеб в Снове имеются памятники храмовой архитектуры. Самым первым среди них был костёл, построенный католиками Рдултовскими (а точнее, уже упоминавшимся здесь Яном Крыштофом). Костёл многое повидал и много пострадал на своём веку. Его возвели в 1760 году, но уже через десять лет во времена Барской конфедерации он был разграблен. Костёл восстановили, но в 1866 году он снова был закрыт. По всей видимости, за неблагонадёжность духовенства относительно властей Российской империи. Здание костёла было передано православным, и вскоре в нём разместилась церковь Преображения Господнего. Это тоже были далеко не последние перемены в статусе храма. С приходом поляков в 1921 году церковь, разумеется, была закрыта, и был вновь открыт костёл. Он просуществовал лишь до второй мировой войны. Во время последней через Снов проходил стратегически важный путь на Барановичи, за который советские войска вели напряженные бои с немецкими. Во время этих боёв здание храма было сильно повреждено, а поскольку в стране победившего атеизма оно, в общем-то, было отнюдь не сильно нужно, то и не восстанавливалось. Возродился костёл лишь после 1991 года. Именно тогда состоялась его капитальная реставрация, освящение в честь Иоанна Крестителя и придание статуса парафиального. Как видно из истории, храм большое количество раз перестраивался, ремонтировался, а потому невозможно сказать, что современный облик костёла совершенно аутентичный, но и теперь храм является настоящим украшением центра Снова. Реставраторы постарались сохранить барочный облик святыни, типичный для белорусской архитектуры 18 века. По обе стороны главного входа в нишах стоят скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Внутри храма находится барочный же алтарь и гробница 18 века, в которой покоятся владельцы Снова Рдултовские. О том, кто похоронен в гробнице говорят две мемориальные доски, к счастью сохранившиеся с конца 18 века.


Костёл святых Петра и Павла

На старинном сновском кладбище находится второй храм местечка – православная церковь святых Косьмы и Дамиана. История православного строительства Снова ведёт свой исторический отсчёт с 1769 года. В тот год известный нам Ян Крыштоф Рдултовский (строитель сновского костёла) заложил на месте нынешнего храма деревянную часовню во имя святых Петра и Павла. Это, очевидно, было сделано для простого местечкового люда, который, как и в других окрестных городах, издревле был крещён в православие и не желал менять его на «панскую» католическую конфессию. Близкое сочетание свечей и деревянной утвари сделали своё дело, и однажды сновская часовенка сгорела. Тогда в 1836 году на её месте по приказу Казимира Рдултовского построили каменный храм освящённый в честь всё тех же Первоверховных апостолов. Поистине замечательно, что в то непростое время настоящие шляхтичи не считали православную церковь «зброяй маскальскай акупацыі», как любят это делать некоторые нынешние представители квази-«национальной элиты». В Великом княжестве Литовском и в Российской империи многие дворяне с удовольствием финансировали строительство церквей греческого обряда, зная, что к таковому причисляют себя многие подданные на их землях. Так случилось и в Снове.
В 1893 году, уже при Гартингах, церковь была реконструирована и переосвящена во имя святых Косьмы и Дамиана.


Церковь святых Косьмы и Дамиана

Храм в стиле классицизма имеет весьма утончённый и аккуратный вид. Арочки перед входом, милые «пушкинские» фонарики, небольшие колонны, обрамляющие второй этаж – всё это формирует очень красивый облик церкви. Внутри храма находится ещё один прекрасный памятник материальной и духовной культуры Беларуси – четырёхъярусный деревянный иконостас, сделанный в 18 веке в виленском православном монастыре Святого Духа и с постройкой церкви переданный монахами ей в дар. Этот иконостас имеет ажурные барочные формы, между которыми размещены светлые лики Христа и святых. Особенно красивы царские врата, которые выполнены сквозной деревянной резьбой и покрыты позолотой. На вратах размещены небольшие иконки четырёх евангелистов, а над ними в позолоченном солнечном ореоле скульптура Голубя, символизирующая Схождение Святого Духа. В центре иконостаса расположена икона Тайной Вечери, а на его вершине – образ сидящего на троне Христа-Вседержителя.
Завершая этот рассказ, хочется заметить, что Снов одно из немногих местечек, в котором сохранились практически все памятники его истории и культуры, причём находятся они в очень достойном состоянии. Я бы только мечтал, чтобы когда-нибудь такое можно было сказать о каждом белорусском городке!


Сновские виды
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: raimoranta
2008-02-06 07:56 am
А еще, если ты помнишь, в Снове есть одно интересная особенность быта: там очень много упряжек с лощадьми, и запряжены они строго по две. Т.е. в паре. И только так! Подобной строгости я не видела ни в одном другом местечке! Наверное, это действительно какая-то традиция?..
Очень приятно увидеть такие знакомые фотографии и вспомнить путешествия! :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-02-19 03:00 pm
Сновская упряжка:

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: raimoranta
2008-02-25 02:27 pm
Да-да! Именно такая! Плюс еще сновская улочка!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krsvwww
2008-03-30 05:39 am
В 1992 году я лежал в военном госпитале в Снове. Это была усадьба... там до сих пор размещен госпиталь?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-04-04 06:41 pm
Да!
И часовой на КПП стоит!))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-03-30 11:49 pm
Тогда в 1836 году на её месте по приказу Казимира Рдултовского построили каменный храм освящённый в честь всё тех же Первоверховных апостолов. Поистине замечательно, что в то непростое время настоящие шляхтичи не считали православную церковь «зброяй маскальскай акупацыі», как любят это делать некоторые нынешние представители квази-«национальной элиты».

Прывітанне. Заўважыў недакладнасць. Храм быў пабудаваны як каталіцкі (грэка-каталіцкі). Але з гэтай фразай я згодны:

"Поистине замечательно, что в то непростое время настоящие шляхтичи не считали православную церковь «зброяй маскальскай акупацыі», как любят это делать некоторые нынешние представители квази-«национальной элиты»."

З павагай,
Дзяніс Салаш
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-04-04 06:39 pm
Нет, здесь скорее не неточность, а я просто не написал, что храм был униатский, что, впрочем, не отменяет, что он был освящён во имя Петра и Павла. И когда через 3 года она, соответственно, стала православной, Рдултовские, как бы, тоже против неё ничего не имели. Владельцы Снова помогали христианским храмам различных конфессий. Кстати, я думаю, что церковь была построена именно с акцентом на греческий (чем на "католический" т.е. латинский) обряд. В противном случае не имело бы смысла её строить, ведь в местечке уже был костёл...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-04-04 07:01 pm
Кстати, я думаю, что церковь была построена именно с акцентом на греческий (чем на "католический" т.е. латинский) обряд.

Грэка-каталікі ў сяр. 19 ст ужо амаль не адрознівалі сябе ад рымакаталікоў. У гр.кат храмах служылі грэцкія службы рым-кат. ксяндзы, на гэтых службах гралі арганы і звінелі званочкі.

З павагай да праваслаўных,
аблацінены грэка-каталік узору сярэдзіны 19 ст,
Дзяніс Салаш

PS Лічу вернікаў праваслаўнай царквы апошнімі саюзнікамі каталікоў у гэтым педагламурным свеце. Так што павагу маю шчырую.

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-04-04 07:51 pm
Я не подозреваю вас в "нечестности" или в чём-либо подобном, так что будте спокойны.
Между прочим, в 19 веке (особенно в десятилетие перед объединением с православными) шла достаточно серьёзная кампания по возвращению униатов к "греческим корням". Многие обряды смыкнувшиеся с католическими были "переделаны". И, тем не менее, действительно, униаты оставались ещё сильно "облатинены". И я же говорю, потому и важно намерение Рдултовских построить в местечке церковь пускай даже, как вы утверждаете, только номинально иного обряда при наличии костёла. А затем содержать её же, ставшую православной.
Кстати, а вы не знаете, случайно, когда в церкви был установлен её замечательный иконостас? ;)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-04-05 08:46 am
а вы не знаете, случайно, когда в церкви был установлен её замечательный иконостас?

Я яго, на жаль, унутры не быў, а што, са скульптурамі, як у іншых уніяцкіх цэрквах, ці можа нават барочны? Калі барочны, дык магчыма быў перанесены з іншага ўніяцкага храма 18 ст.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-04-05 10:30 am
Денис, что-то вы очень сумбурно написали... Иконостас не униатский, в истории о Снове было написано откуда он и кем создан. Я спросил, когда он появился, потому как если это произошло от начала существования церкви, то это, согласитесь, странно для униатского храма (хотя, может быть и так, учитывая сближение униатской и православной конфессий в 1830-е гг.).
И я ведь не спросил самое главное: откуда вы узнали, что сновская церковь сначала была униатской?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-04-05 11:21 am
Иконостас не униатский

Уніяцкі.
Справа ў тым, што з канца 16 века вядомая віленская царква, якая зараз мае тытул Святого Духа, была ўніяцкай. Такой яна была мінімум 200 год. Але была і праваслаўная царква Святога Духа з кляштарам Св. Духа, якая знаходзідзілася побач. Дык вось, той уніяцкі храм святога Духа (той, што зараз з'яўляецца цэнтрам правасла'я у Літве) мае барочны іконастас. Так што нічога дзіўнага, што у Сноў яны (уніяты) зрабілі таксама барочны (каталіцкі) алтар.

Фота барочнага алтара і царквы віленскай.
http://www.radzima.org/pub/pomnik.php?lang=by&crk=1&nazva_id=vlvlviln36

, в истории о Снове было написано откуда он и кем создан.

Даўно чытаў ваш ЖЖ і забыў пра гэта. :-)


Я спросил, когда он появился, потому как если это произошло от начала существования церкви, то это, согласитесь, странно для униатского храма (хотя, может быть и так, учитывая сближение униатской и православной конфессий в 1830-е гг.).
-------------

Вось, менавіта, ў гэтым то і справа, што храм быo ад пачатку уніяцкім і адпаведна дзейнічаў з уніяцім іконастасам. Храм тры гады ад пачатку пабудовы дзейнічаў па-прызначэнню. :-) Як уніяцкі. Да 1839 году.
И я ведь не спросил самое главное: откуда вы узнали, что сновская церковь сначала была униатской?

Маю амаль усе архівы і работа ў мяне такая. :-)
www.hramy.com

А як зараз жыццё ў сноўскім прыходзе? Ці прырастаеце колькасна і жыццё як ідзе прыхадское? Што будзе пра 10-20 год?


(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2008-04-06 05:20 pm
-- Справа ў тым, што з канца 16 века вядомая віленская царква, якая зараз мае тытул Святого Духа, была ўніяцкай. Такой яна была мінімум 200 год. Але была і праваслаўная царква Святога Духа з кляштарам Св. Духа, якая знаходзідзілася побач. Дык вось, той уніяцкі храм святога Духа (той, што зараз з'яўляецца цэнтрам правасла'я у Літве) мае барочны іконастас. Так што нічога дзіўнага, што у Сноў яны (уніяты) зрабілі таксама барочны (каталіцкі) алтар.

1)Что-то вы, Денис, меня путаете. :) Насколько мне известно, Виленский монастырь Святого Духа был нормально православным даже в 17 веке и является таковым и сейчас. Посмотрите: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_439
И, кстати, "барочный" -- это ещё не значит, "католический" :) И в Снове, и в Вильне иконостасы и сейчас барочные, так что они католические что ли? :)

-- Вось, менавіта, ў гэтым то і справа, што храм быo ад пачатку уніяцкім і адпаведна дзейнічаў з уніяцім іконастасам. Храм тры гады ад пачатку пабудовы дзейнічаў па-прызначэнню. :-) Як уніяцкі. Да 1839 году.

2) С каким таким "униатским иконостасом"? Барочным что ли? В таком случае, он до сих пор с ним. Да и вообще, в самом деле, когда это Святодухов монастырь был униатским? Вот вам ещё ссылка: http://www.kolos.lt/index.php?option=com_content&task=view&id=131&Itemid=26
Как видите, даже Иоганн Глаубиц реконструировал этот монастырь как православный. И православные совершенно не возражали (и до сих пор не возражают) против бароко!:)

-- Маю амаль усе архівы і работа ў мяне такая. :-)
www.hramy.com

3) Это, конечно, хорошо, но, может быть, приведёте выдержку, хоть ма-аленькую и ссылочку на источник (ну как же вам всё-таки стало это известно?). Мы же историки :)

-- А як зараз жыццё ў сноўскім прыходзе? Ці прырастаеце колькасна і жыццё як ідзе прыхадское? Што будзе пра 10-20 год?

Ой, Денис, да я ведь не прихожанин этого храма :) Я был в Снове в однодневном путешествии (поскольку каждое лето имею счастье жить неподалёку в Несвиже), сфотографировал всё, изучил литературу и подготовил этот очерк!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-04-06 06:55 pm
Насколько мне известно, Виленский монастырь Святого Духа был нормально православным даже в 17 веке

Монстырь да, а церковь нет, правда тогда она называлась Свято-Троицкай

Цытата из вами же приведенной ссылки
http://www.kolos.lt/index.php?option=com_content&task=view&id=131&Itemid=26

После принятия Брестской Унии (1596 г.) многие иерархи православной митрополии перешли в Унию, то есть под власть Рима, и сама митрополия была преобразована в униатскую. Виленские братчики испытали болезненный удар: их лишили права совершать богослужения в Свято-Троицком храме, который тоже сделался униатским.

-------

И, кстати, "барочный" -- это ещё не значит, "католический" :)
Конечно да!

И в Снове, и в Вильне иконостасы и сейчас барочные, так что они католические что ли? :)
Да, католические.

-------

) Это, конечно, хорошо, но, может быть, приведёте выдержку, хоть ма-аленькую и ссылочку на источник (ну как же вам всё-таки стало это известно?). Мы же историки :)

Прабачце, але няма ў мяне паўгадзіны часу, каб шукаць выдержку. Паверце мне на слова, гэта агульна вядомы факт, што Сноўскі храм - уніяцкі. Гісторык архітэктуры нумар адзін у РБ Аляксей Яроменка нават змясціў яго у гр. каталіцкім парафіяльным календары за 2003 год. Там ёсць і караценькая даведка.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: salasz
2008-04-06 07:45 pm
Знайшоў у Яроменкі

Цытата:

"Былая ўніяцкая царква сьв. Кузьмы і Дзям'яна (1836 г.) м. Высокі Сноў Нясвіжскага раёну Мінскай вобласці"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kir_posternak
2012-08-25 03:22 pm
Большое спасибо за интересный рассказ! А нет ли у Вас фотографии иконостаса Петропавловской церкви?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2012-08-25 06:54 pm
Вроде же церковь в Снове Космодемьяновская? Или вы про какую-то другую церковь?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kir_posternak
2012-08-25 06:59 pm
Нет, именно про эту церковь. Она была переосвящена в самом конце XIX века, раньше была Петропавловской, как и костёл. Очень интересно взглянуть на её иконостас.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmitrij_kr
2012-08-27 12:22 pm
Вот есть такое фото этого иконостаса Сергея Плыткевича:

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kir_posternak
2012-08-27 12:30 pm
Большое спасибо!
(Ответить) (Parent) (Thread)